Название практики: «Программа «Сказочный мир эмоций» по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного посредством сказок»
Автор-разработчик: Любимова Людмила Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда
Полное наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Зернограда
Годы реализации: 2016-2022
Аннотация практики
Актуальность.
Проблема эмоционального развития дошкольников в настоящее время является актуальной и находит отражение в ряде государственных документов. Так ФГОС ДО в числе важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Образ психологически здорового ребёнка — это счастливый, созидательный, креативный, жизнерадостный, оптимистичный, веселый, открытый, познающий себя и окружающую действительность не только разумом, но и чувствами, эмоциями, интуицией.
Одним из приоритетных направлений социально-коммуникативного развития, согласно ФГОС ДО, является формирование социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Развитие эмоциональной сферы ребенка – не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако только согласованное функционирование двух систем – интеллекта и эмоциональной сферы – может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показали, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Процесс развития эмоционального мира ребенка настолько трудоемок, и настолько важен в формировании личности человека, что его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка.
Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов.
Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе. Сказка – это и инструмент развития. Ребенок слушает, обсуждает, придумывает сказку… Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает ребенку справиться с трудностями. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Оригинальность.
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» характеризует модель процесса эмоционального развития детей 5-6 лет с учетом приоритетности детских видов деятельности в данном возрастном периоде.
Цель программы: создание условий для обогащения эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников в процессе работы над сказкой.
Задачи:
- Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, и их эмоционального благополучия.
- Формирование представлений о различных эмоциональных состояниях.
- Создание положительного эмоционального контакта, атмосферы теплого общения в детском коллективе.
- Развитие психических познавательных процессов, речемыслительной деятельности.
- Повышение уровня развития эмоциональной сферы детей через использование педагогических и здоровьесберегающих возможностей сказки.
Развивающая программа: «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) художественным словом сказок) разработана в помощь психологам и воспитателям детских дошкольных учреждений. Отличительной особенностью данной развивающей программы является то, что художественное слово сказок (народных и авторских) используется как инструмент эмоционального развития детей.
Сказки, игры и упражнения, входящие в программу способствуют эмоциональному развитию детей, возрастанию степени осознания чувств и эмоций, увеличению степени самопринятия, уверенности в себе и своих возможностях.
В программе содержится: пояснительная записка, в которой раскрываются цели, задачи формы и методы по развитию эмоциональной сферы дошкольников, диагностический материал и конспекты развивающих занятий.
Результативность.
Программа рассмотрена и одобрена для использования в образовательном процессе филиала МБДОУ д/ с «Соловушка» г. Зернограда – д/с «Солнышко» на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 29.08.2016 г.).
Программа «Сказочный мир эмоций» доказала свою эффективность и успешно внедрена в образовательный процесс МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда.
Реализуемая развивающая программа «Сказочный мир эмоций» способствуют эмоциональному развитию детей, возрастанию степени осознания чувств и эмоций, увеличению степени
По результатам первичной и итоговой диагностик отмечается положительная динамика в росте количества детей с эмоциональным благополучием в группе и снижении количества детей испытывающих эмоциональную напряженность и тревожность находясь в группе.
В целом результативность работы положительно сказалась на эмоциональном благополучии детей. Они стали лучше понимать чувства друг друга, выражать свои эмоции в речи, мимике, движениях. Улучшились их коммуникативные навыки, снизился уровень тревожности.
Сопоставив полученные данные, можно прийти к выводу, что составленная и апробированная развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Сказочный мир эмоций» может быть признана успешно реализованной.
Ссылки на публикации:
Программа «Сказочный мир эмоций» по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного посредством сказок в Образовательной социальной сети nsportal.ru
Сборник «Сказки на ночь» в Образовательной социальной сети nsportal.ru
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/03/21/sbornik-skazki-na-noch
Сборник сказок для коррекции эмоциональной сферы детей в Образовательной социальной сети nsportal.ru
Диссеминация практики:
— 2018 г., Мастер-класс «Возможности авторской сказки в обеспечении эмоционального развития дошкольников» в рамках Муниципального этапа областного конкурса «Учитель года Дона – 2018» в номинации «Воспитатель года».
— 2018 г., Открытый показ образовательной деятельности «Радость потерялась» в рамках Муниципального этапа областного конкурса «Учитель года Дона – 2018» в номинации «Воспитатель года».
— 2018 г., Представление результатов работы по освоению Программы «Сказочный мир эмоций» в Зерноградском педагогическом колледже в рамках Недели театра дошкольного отделения.
— 2019 г., Любимова Людмила Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад «Соловушка» г. Зернограда — победитель областного конкурса психолого-педагогических программ 2019 года в номинации «Развивающие психолого-педагогические программы» — развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок).