Дети будущего — МБДОУ д/с "Солнышко" г.Зернограда

Дети будущего

Название практики: Опыт работы «Дети будущего» по реализации социально-значимых познавательных проектов

Автор-разработчик: Любимова Людмила Сергеевна, педагог дополнительного образования МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда

Полное наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Зернограда

Годы реализации: 2021-2025

Аннотация практики

Актуальность

Детско-взрослые сообщества в ДОУ организуются по инициативе детей и взрослых на основе социально значимых целей, партнерства и сотрудничества. Воспитание дошкольников в данном случае происходит в процессе социальной одобряемой деятельности. В рамках этой деятельности ребенок учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми и свое поведение в соответствии с общим делом. У него возрастает познавательный интерес к окружающему социальному миру, развивается эмоционально-личностная сфера, происходит становление ценностных ориентаций.

Полученные социальные знания превращаются в личное убеждение и внутреннюю потребность соблюдать законы и правила общества, оценивать свои действия и действия других на основе собственного сформированного социально-личностного опыта.

Учитывая возрастные возможности дошкольников, особенности режима дня в ДОУ организованы следующие детско-взрослые сообщества:

  1. Команда «Я — волонтер». В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность — в разрушении личности. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут строить общество будущего. Будет ли это общество духовно-нравственным, зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них социально-личностные качества и приобщить к общечеловеческим ценностям.

Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим».

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. В нашем ДОУ деятельность по воспитанию личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми расширяется в том числе и с применением современной технологии эффективной социализации ребенка «Дети-волонтеры».

  1. Команда «Эколята-Дошколята». Особенность этого детско-взрослого сообщества — деятельность по формированию культуры природолюбия у воспитанников, деятельность, направленная на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

  1. Команда юных помощников инспекторов движения (ЮПИД) «Примерный пешеход» – объединение воспитанников старшей и подготовительной групп, которое создается с целью формирования у детей специальных знаний, умений, практических навыков безопасного поведения на дороге. Основной воспитательной задачей функционирования данного детско-взрослого сообщества является формирование основ профессиональной ориентации дошкольников и создание условий для правового и гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

В команде ЮПИД дошкольникам скучать некогда. У ребят много дел – они не только сами изучают правила дорожного движения, но и напоминают окружающим о безопасности на дороге. Юпидовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди воспитанников детского сада и предупреждением их нарушений. Члены команды ЮПИД используют различные формы работы с дошкольниками. Это театрализованные представления и соревнования, викторины и  агитвыступления.

Оригинальность

Заключается в создании условий для реализации социально-значимых познавательных проектов с дошкольниками 5-7 лет с учетом приоритетности детских видов деятельности в данном возрастом периоде.

Общая цель – личностное развитие дошкольников, создание условий для их позитивной социализации.

Общими для всех детско-взрослых сообществ являются такие формы работы как:

— моделирование ситуации, проблемные игровые ситуации;

— игры-практикумы;

— тематические вечера, беседы, встречи;

— трудовая деятельность;

— проекты, акции;

— тематические праздники.

Результативность

Критериями эффективности реализации  социально-значимых познавательных проектов является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.

  1. Динамика развития личностной, социальной, экологической и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в ДОО.
  3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный воспитательный процесс.

Благодаря созданию условий для проявления социальной активности у детей развивается уверенность в себе, ребята чувствуют себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС. У них формируется: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети лучше понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других.

Ссылки на публикации:

Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!»

http://dousun.ru/?p=2671#more-2671

«Умеешь сам — научи другого!». Мероприятия, посвящённые безопасности дорожного движения

http://dousun.ru/?p=2979.

В рамках Всемирного Дня велосипедов и Дня окружающей среды  дети старшей группы поучаствовали в «Празднике Эколят — молодых защитников природы»

http://dousun.ru/?p=3928#more-3928

Виртуальное путешествие, посвящённое 85-летию Ростовской области

http://dousun.ru/?p=4303#more-4303

Профилактическое мероприятие  «Безопасные осенние дороги» совместно с инициативной группой «Родительский патруль» и командой ЮПИД «Примерный пешеход»http://dousun.ru/?p=4555#more-4555

День любви к своему питомцу

http://dousun.ru/?p=5129#more-5129

Мероприятие «ЮИД и ЮПИД – дружба на века!», посвященное 50-летию Общероссийского детско-юношеского движения «Юные инспекторы движения» и 8-летию движения «Юные помощники инспекторов движения»

https://vk.com/wall-217178340_172

Участие во всероссийской акции «Вам, любимые!» к Международному женскому дню

https://vk.com/wall-217178340_168

Диссеминация практики:

— 2021, Презентация опыта работы: «Конкурсное движение в ДОО».

— 2021, Зональный этап областного смотра готовности команд «ЮПИД» ДОО и конкурса «Вместе – за безопасность дорожного движения» (I место).

— 2022, Всероссийский фестиваль «Праздник Эколят-молодых защитников Природы» в субъектах РФ (III место).

— 2022, Мастер-класс по включению в проектную деятельность «Мы в профессии играем».

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять