Название практики: Инновационный образовательный проект «Система партнерских отношений МиР (Мы и Родители) между ДОО и семьей как фактор успешного развития дошкольника»
Автор-разработчик:
С.Ю. Китаева, старший воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда;
Л.С. Любимова, педагог-психолог МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда.
Полное наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Зернограда
Годы реализации: 2021-2024
Аннотация практики
Актуальность.
Дошкольный возраст является самым важным периодом развития человека, т.к. в нем закладывается все необходимое для становления личности. Полноценное развитие обеспечивается двумя сферами воспитания: семейным и общественным (образовательные учреждения). Семья и детский сад дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом возможно создание оптимальных условий для вхождения маленького человека в большой мир.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Сегодня все специалисты признают важность вовлечения родителей в деятельность детского сада. Однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония, существуют противоречия между:
— стремлением родителей к диалогу, желанием быть услышанными и отсутствием у педагогов необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями;
— между стремлением к пониманию связи «детский сад — семья» и низким уровнем понимания связи между развитием ребёнка и развитием семьи;
— между необходимостью применения современных форм взаимодействия и их недостаточной разработанностью в практике работы ДОО.
Оригинальность.
В ДОО сложилась определенная системы работы для активного включения родителей в жизнь детского сада. Система нацелена на изменение философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОО становится учреждением комплексной поддержки и содействия развитию родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольной организацией рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Ключевым словом взаимодействия с родителями является слово МиР (Мы и Родители). Мы считаем, что именно на таких понятиях, как «мир любви», «мир детства», «мир взаимопонимания» возможно построение продуктивного диалога и сотрудничества семьи и детского сада.
Новизна системы «МиР» заключается в привлечении творческого потенциала родителей с целью создания комплексной модели «детский сад — семья». Основным фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Эту включенность можно обеспечить посредством учета интересов детей и родителей, что позволяет создать комфортные условия для:
— развития, эмоционального благополучия и интересной содержательной жизни ребёнка в детском саду и дома;
— активизации и обогащения педагогической компетентности педагогов и родителей по всем направлениям детского развития (социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное, развитие речи);
— смены позиции родителей из «зрителей» и «наблюдателей» в активных участников встреч и помощников воспитателя.
Инновационная модель «МиР» при подтверждении своей эффективности может быть успешно внедрена в образовательный процесс и будет полезна для организации образовательной деятельности в ДОО. Она позволит структурировать и систематизировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.
Модель взаимодействия «Мы и Родители» (Схема 1) с одной стороны поможет изменить отношение самих педагогов к сотрудничеству с родителями, осознать потребность в постоянном росте профессионального мастерства. С другой стороны изменить отношение родителей и повысить уровень их включенности в образовательный процесс.
Схема 1
Результативность.
Результаты реализации инновационного образовательного проекта «Система партнерских отношений «МиР» (Мир и Родители) между дошкольной образовательной организацией и семьёй как фактор успешного развития ребенка»:
- отобраны интегрированные формы детско-родительской деятельности по основным направлениям развития детей;
- разработана инновационная система партнерских отношений «МиР» (Мы и Родители) между ДОО и семьей;
- обеспечена высокая степень вовлечения семьи в образовательное пространство детского сада;
- создано единое образовательное пространство «детский сад – семья»;
- повышен уровень профессиональной компетенции педагогов, реализация личностно-профессионального роста специалистов;
- повышен уровень педагогической компетентности и активизация личностного сознания родителей.
От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты образовательного процесса.
Прежде всего – дети! Они узнают что-то новое и учатся с уважением, любовью, и благодарностью смотреть на своих родителей, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают.
Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи.
Родители более свободно делятся, обмениваются опытом семейного воспитания, более восприимчивы к советам и рекомендациям воспитателей.
Ссылки на публикации:
— Материалы на выставочной интернет площадке победителя Всероссийского открытого смотра-конкурса 2020-2021 «Детский сад года» в разделе (Альбоме 7) «7 Я»
http://xn--80aaicbbdyji3c3adj.xn--p1ai/lenta/users/id=109
— Публикация «Система партнерских отношений «МиР» (Мы и Родители) между ДОО и семьей как фактор успешного развития дошкольника» в электронном издании Методических рекомендаций И.А. Дядюновой «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум», отобранная для размещения в Интернет-журнале «Воспитатели России» в 2022 году
https://drive.google.com/file/d/1FNRpI0RRlgm-mZkHcde-yccEmtKwBvd9/view
— Инновационный образовательный проект «Система партнерских отношений МиР (Мы и Родители) между ДОО и семьей как фактор успешного развития дошкольника» на сайте МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда
http://dousun.ru/?page_id=2915
Диссеминация практики:
— 2020 г., Материалы на выставочной интернет площадке победителя Всероссийского открытого смотра-конкурса 2020-2021 «Детский сад года»;
— 2021 г., Материалы по результатам работы инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» для электронного издания Методических рекомендаций «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум».