Система партнёрских отношений МИР — МБДОУ д/с "Солнышко" г.Зернограда

Система партнёрских отношений МИР

Название практики: Инновационный образовательный проект «Система партнерских отношений МиР (Мы и Родители) между ДОО и семьей как фактор успешного развития дошкольника»

Автор-разработчик:

С.Ю. Китаева, старший воспитатель МБДОУ  д/с «Солнышко» г. Зернограда;

Л.С. Любимова, педагог-психолог МБДОУ  д/с «Солнышко» г. Зернограда.

Полное наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Зернограда

Годы реализации: 2021-2024

Аннотация практики

Актуальность.

Дошкольный возраст является самым важным периодом развития человека, т.к. в нем закладывается все необходимое для становления личности. Полноценное развитие обеспечивается двумя сферами воспитания: семейным и общественным (образовательные учреждения). Семья и детский сад дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом возможно создание оптимальных условий для вхождения маленького человека в большой мир.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Сегодня все специалисты признают важность вовлечения родителей в деятельность  детского сада. Однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония, существуют противоречия между:

—  стремлением родителей к диалогу, желанием быть услышанными и отсутствием у педагогов  необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями;

— между стремлением к пониманию связи «детский сад — семья» и низким уровнем понимания связи между развитием ребёнка и развитием семьи;

— между необходимостью применения современных форм взаимодействия и их недостаточной разработанностью в практике работы ДОО.

Оригинальность.

В ДОО сложилась определенная системы работы для активного включения родителей в жизнь детского сада.  Система нацелена на изменение философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОО становится учреждением комплексной поддержки и содействия развитию родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольной организацией рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Ключевым словом взаимодействия с родителями является слово МиР (Мы и Родители). Мы считаем, что именно на таких понятиях, как «мир любви», «мир детства», «мир взаимопонимания» возможно построение продуктивного диалога и сотрудничества семьи и детского сада.

Новизна системы «МиР» заключается в привлечении творческого потенциала родителей с целью создания комплексной модели «детский сад семья». Основным фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Эту включенность можно обеспечить посредством учета интересов детей и родителей, что позволяет создать комфортные условия для:

— развития, эмоционального благополучия и интересной содержательной жизни ребёнка в детском саду и дома;

— активизации и обогащения педагогической компетентности  педагогов и  родителей по всем направлениям детского развития (социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное, развитие речи);

—  смены позиции родителей из «зрителей» и «наблюдателей» в активных участников встреч и помощников воспитателя.

Инновационная  модель «МиР» при подтверждении своей эффективности может быть  успешно внедрена в образовательный процесс и будет полезна для организации образовательной деятельности  в ДОО. Она позволит структурировать и систематизировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

Модель взаимодействия «Мы и Родители» (Схема 1) с одной стороны поможет изменить отношение самих педагогов к сотрудничеству с родителями, осознать потребность в постоянном росте профессионального мастерства. С другой стороны изменить отношение родителей и повысить уровень их включенности в образовательный процесс.

Схема 1

Результативность.

Результаты реализации инновационного образовательного проекта «Система партнерских отношений «МиР» (Мир и Родители) между дошкольной образовательной организацией и семьёй как фактор успешного развития ребенка»:

  1. отобраны интегрированные формы детско-родительской деятельности по основным направлениям развития  детей;
  2. разработана инновационная система партнерских отношений «МиР» (Мы и Родители) между ДОО и семьей;
  3. обеспечена высокая степень вовлечения семьи в образовательное пространство детского сада;
  4. создано единое образовательное пространство «детский сад семья»;
  5. повышен уровень профессиональной компетенции педагогов, реализация личностно-профессионального роста специалистов;
  6. повышен уровень педагогической компетентности и активизация личностного сознания родителей.

 

От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты образовательного процесса.

Прежде всего – дети! Они узнают что-то новое и учатся с уважением, любовью, и благодарностью смотреть на своих родителей, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают.

Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи.

Родители более свободно делятся, обмениваются опытом семейного воспитания, более восприимчивы к советам и рекомендациям воспитателей.

Ссылки на публикации:

— Материалы на выставочной интернет площадке победителя Всероссийского открытого смотра-конкурса 2020-2021 «Детский сад года» в разделе (Альбоме 7) «7 Я»

http://xn--80aaicbbdyji3c3adj.xn--p1ai/lenta/users/id=109

— Публикация «Система партнерских отношений «МиР» (Мы и Родители) между ДОО и семьей как фактор успешного развития дошкольника» в электронном издании Методических рекомендаций И.А. Дядюновой «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум», отобранная для размещения в Интернет-журнале «Воспитатели России» в 2022 году

https://drive.google.com/file/d/1FNRpI0RRlgm-mZkHcde-yccEmtKwBvd9/view

— Инновационный образовательный проект «Система партнерских отношений МиР (Мы и Родители) между ДОО и семьей как фактор успешного развития дошкольника» на сайте МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда

http://dousun.ru/?page_id=2915

 

Диссеминация практики:

2020 г., Материалы на выставочной интернет площадке победителя Всероссийского открытого смотра-конкурса 2020-2021 «Детский сад года»;

— 2021 г., Материалы по результатам работы инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» для электронного издания Методических рекомендаций «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум».

 

 

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять