Название практики: «Организация ритмического пространства дошкольника как основа его гармоничного развития»
Автор-разработчик: Шелопова Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда
Полное наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Зернограда
Годы реализации: 2020-2025
Аннотация практики
Актуальность.
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов создает хаотичность в отношениях ребенка с миром.
Значительную роль в создании гармоничных отношений с природой и социальной средой, с людьми и самим собой играет система образования, которая обеспечивает ритмизацию жизненного пространства детей. Это является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального и физического развития.
В развитии ребенка ритмическая способность занимает особое место.
Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме.
На сегодняшний день все больше появляется детей с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно-неловкие, которые плохо переключаются с одного движения на другое.
Существуют различные средства, позволяющие решать вышеуказанные проблемы, и одно из таких – развитие чувства ритма.
Ребенку для нормального существования ритм просто необходим, поскольку напрямую связан с координацией движений, умением управлять своим телом – регулированием крупной и мелкой моторики.
Развитое чувство ритма играет большую роль в развитии речи. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно.
Чувство ритма играет важную роль в обучении. Это и умение делить слова на слоги, и счёт, и поиск и составление закономерностей, и выразительное чтение. А ещё заучивание наизусть происходит быстрее при ритмических движениях
Оригинальность.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, ритмодекламация – находка для увлекательных занятий с детьми.
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. С самого раннего возраста в доступной игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритм в музыке и речи, выкладывать орнаменты, находить закономерности.
Отбивая ритм, дети:
— делят слова на слоги;
— предложения на слова;
— учат стихотворения.
Учитывая потребность детей жить и развиваться в соответствии с природными и внутренними ритмами и взяв за основу дневной, недельный и годовой ритмы, можно и нужно создать благоприятную для развития ребёнка атмосферу в детском саду и дома.
Ритмическая организация – это не только повторение, но и постепенная смена одних видов деятельности другими. Тех, которые требуют от ребенка концентрации — теми, в которых ребенок может расслабиться по принципу ритмичности дыхательной системы. Спокойные занятия сменяются подвижными, групповые виды деятельности — индивидуальными.
Вместе с ребятами учимся правильно организовывать режим дня. Начинать день вовремя, своевременно включаться в процесс деятельности, находить время для отдыха и сна. Это тоже ритмы, но уже биологические.
Чтобы «разбудить» организм и настроить его на рабочий лад, не забываем об утренней гимнастике. И тут помогает ритм. Мы должны чувствовать его, чтобы управлять своим телом.
Неизменным началом дня становится утренний круг. Ритмически организованный, эмоционально тёплый и направленный на развитие коммуникативных возможностей каждого. Порядок расположения в кругу меняется. Сегодня дети рассаживаются по росту, завтра мальчик – девочка, послезавтра по интересам в играх.
Развитое чувство ритма обеспечивает лёгкую переключаемость и способствует быстрому вхождению в любой вид деятельности.
Например, прогулку. Здесь мы удивляемся и наблюдаем природные ритмы. На свежем воздухе весело и ритмично отбиваем мячи, прыгаем на скакалках, играем в классики.
Результативность.
Комплекс ритмических и речевых упражнений творческого характера, основанные на идеях Орф-педагогики, ритмические тренировки и авторские игры Татьяны Марчук дают положительные результаты в работе с детьми:
— гиперактивными, которые, «не слышат» взрослых, не реагируют на замечания или, наоборот, чересчур медлительные;
— детям с резкими перепадами настроения и неустойчивым вниманием;
— с трудностями в ориентации;
— детям с навязчивыми движениями;
— имеющими проблемы с речью, в освоении грамоты и счёта;
— детям с низкой познавательной активностью, с плохо развитой моторикой.
Ссылки на публикации:
Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Картотека упражнений по ритмодекламации
Конспект занятия «Развитие чувства ритма на занятиях по изобразительной деятельности»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/01/12/nod-po-izo-razvivaem-ritm
Диссеминация практики:
— 2021, мастер-класс для педагогов ДОО «Развитие чувства ритма у детей через движение, речь и творчество».
— 2022, презентация педагогической находки, мастер-класс и открытый показ педагогического мероприятия в старшей группе на тему: «Почтовое происшествие» в рамках Муниципального этапа областного конкурса «Учитель года Дона – 2023» в номинации «Воспитатель года».