Умственное развитие дошкольников

Название практики: Умственное развитие дошкольников посредством

специально организованной двигательной деятельности

Автор-разработчик: Вдовенко Валентина Викторовна, воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда  

Полное наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Зернограда

Годы реализации: 2017-2022

Аннотация практики

Актуальность.

Мир и информационное пространство в нем поменялись настолько сильно и стремительно, что это стало заметно даже по маленьким детям. Дети информационно повзрослели, но у большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст,  а наоборот, имеют задержку развития.

В минимально короткий пятилетний период:

—  резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста (способность к обучению);

— снизилась энергичность детей, их желание активно действовать;

— обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка;

— одним из наиболее тревожных факторов является дефицит произвольности в умственной и в двигательной сфере дошкольников.

В современном ребенке при рождении заложена деятельная натура, определенные способности,  а вот будут ли они развиты и проявятся ли они в дальнейшей жизни, будет зависеть от педагога, от родителя, от условий воспитания и обучения, от включения в работу всех участников образовательного процесса:

— Детей – в совместной образовательной деятельности, для которых естественно обучаться посредством движений и которые всегда хотят играть.

— Родителей, которые заинтересованы в воспитании физически, интеллектуально и эмоционально здорового ребёнка, кто признаёт роль движения в обучении – в условиях продуктивного взаимодействия с ДОУ.

— Педагогов, которые хотят повысить умственную работоспособность детей, развить и обучать новому легко и непринужденно – в условиях активной педагогической и методической деятельности.

Оригинальность.

В результате работы по проблеме автором разработаны и успешно реализуются:

  1. Программа дополнительного образования «Умная гимнастика» для развития моторики и координации движений дошкольников 5-6 лет с ТНР. Программа предлагает насыщенный образовательный материал по развитию моторики, координации, межполушарного взаимодействия, побуждающий дошкольника с ОВЗ к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Все разделы программы  «Школа мяча», «Кинезиологические упражнения. Упражнения с палочками-клавесами», «Полезный балансир» представлены деятельностью по трём направлениям:

— Развитие общей моторики (координационные способности);

— Развитие мелкой моторики пальцев рук;

— Развитие  межполушарного взаимодействия.

  1. Система включения умной гимнастики в образовательную деятельность. Различные формы работы вписаны в самостоятельную и совместную деятельность. Элементы гимнастики удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное – дети, начиная с младшего возраста, выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.
  2. Электронная газета «ТРЯМ» для родителей

. В газете помимо раздела «Новости группы», есть рубрики «Копилка знаний» и «Развивалочка», где  особое место занимают рекомендации по использованию приёмов «фитнеса для ума».

Для поддержки интереса родителей к успехам и достижениям своего ребёнка, к воспитательно-образовательной работе,  проводимой в ДОО, создана рубрика «Новости группы». Она направлена на информирование родителей об интересных и ярких событиях жизни детей в детском саду и группе, содержит фотографии с утренников, открытых занятий, акций и совместных мероприятий.

«Копилка знаний», так называется следующая рубрика электронной газеты для родителей. Её главная цель – оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста. За основу взят материал, направленный на умственное развитие детей через использование специально организованной двигательной деятельности.

В рубрике «Развивалочка» содержатся советы и практический материал по использованию различных приёмов «Умной гимнастики». В этом разделе  родители знакомятся с комплексами специальных игр и упражнений с массажными мячами и кольцами у детей для развития  мелкой моторики, общей координации и пластичности движений; с кинезиологическими упражнениями, упражнениями с палочками-клавесами  и на балансирных досках, с играми с настольными балансирами для  активизации межполушарного взаимодействия.

Газета со своим логотипом (фирменным знаком), со своими постоянными  рубриками получилась красочной, привлекающей внимание, а главное, информативно насыщенной и  полезной. Каждый номер газеты «ТРЯМ» преподносит разнообразный материал так, что даже самым безразличным родителям хочется принять участие в жизни группы и детского сада, принять активное участие в деле оздоровления и развития своего ребёнка.

Газета для родителей — не главный, но один из самых важных компонентов при взаимодействии с родителями воспитанников. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и одно из средств развития педагогической компетентности, креативности и   творческого мышления воспитателей.

Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключаются в следующем:

— Мы (педагоги) не навязываем своё мнение. Родители сами решают, что делать с той объективной информацией, которую им предоставляют педагоги ДОО. Здесь совершенно исчезает элемент «принуждения», о котором с тревогой говорят психологи, подчёркивая, что именно он отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации.

— Мы (педагоги) не ограничиваем родителей во времени. Взрослые могут дома в удобное для них время зайти в социальные сети и «изучить» издание, при этом провести там столько времени, сколько захотят. Газету можно читать, можно просмотреть, можно прочитать и применить в практике воспитания и развития собственного ребёнка, да ещё и распечатать, и хранить её вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

— Информация, предоставленная в издании, напрямую или косвенно касается детей, посещающих ДОО. Родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду, который посещает их ребёнок.

— Мы (педагоги) предоставляем родителям возможность реализовать их право на участие в жизни ДОО.

Результативность.

В результате проводимой работы по данной  проблеме видны  положительные изменения:

— снижается тревожность;

—  движения становятся уравновешенными и скоординированными;

— развивается устная речь;

— формируется логическое мышление, внимание, память, воображение.

— повышается уровень познавательного развития детей;

— наблюдается динамика интеллектуального развития дошкольников.

Конечно, формирование родительской компетентности, вовлечение семей воспитанников в жизнь детского коллектива, сплочение родительского коллектива единомышленников – это процесс длительный  и кропотливый, требующий терпеливого следования выбранной цели, который продолжается и сейчас. Но уже сегодня практика использования выпуска электронной газеты для родителей в качестве одной из инновационных форм по созданию единого образовательного пространства «детский сад семья» доказала свою эффективность.

Как здорово видеть горящие глаза родителей, их желание сделать что-то полезное для группы и своего ребёнка!

Как здорово иметь в помощниках неравнодушных родителей (более 80%)!

Как здорово, когда родители задают тебе вопросы по развитию и воспитанию детей, тем самым определяя содержание следующих выпусков электронной газеты!

Как здорово, когда у родителей появляется чувство защищённости!

Как здорово, когда родители уверены в том, что ДОО всегда поможет им в ре­шении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребёнка.

Как здорово, когда повышается вовлечение количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительского характера!

Как здорово, когда повышается активность родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в празднич­ных, спортивных мероприятиях и приобретении «умных» игр и игрушек для всестороннего развития детей!

Ссылки на публикации:

Статья «Электронная газета  «ТРЯМ» для родителей  как одна из эффективных инновационных форм взаимодействия ДОО и семьи в вопросах здоровьесбережения и развития дошкольников» в электронном издании Методических рекомендаций И.А. Дядюновой «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум»

https://drive.google.com/file/d/1FNRpI0RRlgm-mZkHcde-yccEmtKwBvd9/view

 

Номера электронной газеты  «ТРЯМ» для родителей в Образовательной социальной сети nsportal.ru

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/11/16/gazeta-dlya-roditeley-tryam

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/11/16/gazeta-dlya-roditeley-tryam-no2

Кинезиологический проект «Умные пальчики» для детей подготовительной  группы в Образовательной социальной сети nsportal.ru

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/11/16/kineziologicheskiy-proekt-umnye-palchiki

Диссеминация практики:

2020 г., Мастер-класс «Умная гимнастика для успешного развития ребёнка» в рамках Муниципального этапа областного конкурса «Учитель года Дона – 2020»  в номинации  «Воспитатель года».

2020 г., Презентация опыта работы «Умственное развитие дошкольников посредством специально организованной двигательной деятельности» в рамках Муниципального этапа областного конкурса «Учитель года Дона – 2020»  в номинации  «Воспитатель года».

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять