Организация ритмического пространства дошкольника — МБДОУ д/с "Солнышко" г.Зернограда

Организация ритмического пространства дошкольника

Название практики: «Организация ритмического пространства дошкольника как основа его гармоничного развития»

Автор-разработчик: Шелопова Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко» г. Зернограда  

Полное наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Зернограда

Годы реализации: 2020-2025

Аннотация практики

Актуальность.

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов создает хаотичность в отношениях ребенка с миром.

Значительную роль в создании гармоничных отношений с природой и социальной средой, с людьми и самим собой играет система образования, которая обеспечивает ритмизацию жизненного пространства детей. Это является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального и физического развития.

В развитии ребенка ритмическая способность занимает особое место.

Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме.

На сегодняшний день все больше появляется детей с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно-неловкие, которые плохо переключаются с одного движения на другое.

Существуют различные средства, позволяющие решать вышеуказанные проблемы, и одно из таких – развитие чувства ритма.

Ребенку для нормального   существования   ритм   просто   необходим,   поскольку   напрямую связан с координацией движений, умением управлять своим телом – регулированием крупной и мелкой моторики.

Развитое чувство ритма  играет большую роль в развитии речи. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно.

Чувство ритма играет важную роль в обучении. Это и умение делить слова на слоги, и счёт, и поиск и составление закономерностей, и выразительное чтение. А ещё заучивание наизусть  происходит быстрее при ритмических движениях

Оригинальность.

Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, ритмодекламация – находка для увлекательных занятий с детьми. 

Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. С  самого раннего возраста в доступной игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритм в музыке и речи, выкладывать орнаменты, находить закономерности.

Отбивая ритм, дети:

—  делят слова на слоги;

— предложения на слова; 

— учат стихотворения. 

Учитывая потребность детей жить и развиваться в соответствии с природными и внутренними ритмами и взяв за основу дневной, недельный и годовой ритмы, можно и нужно создать благоприятную для развития ребёнка атмосферу в детском саду и дома.

Ритмическая организация – это  не только повторение, но и постепенная смена одних видов деятельности другими. Тех, которые требуют от ребенка концентрации — теми, в которых ребенок может расслабиться по принципу ритмичности дыхательной системы. Спокойные занятия сменяются подвижными, групповые виды деятельности — индивидуальными. 

Вместе с ребятами учимся правильно организовывать режим дня. Начинать день вовремя, своевременно включаться в процесс деятельности, находить время для отдыха и сна.  Это тоже ритмы, но уже биологические.

Чтобы «разбудить» организм и настроить его на рабочий лад, не забываем об утренней гимнастике. И тут помогает ритм. Мы должны чувствовать его, чтобы управлять своим телом.

Неизменным началом дня становится утренний круг.  Ритмически организованный, эмоционально тёплый и направленный на развитие коммуникативных возможностей каждого. Порядок расположения в кругу меняется. Сегодня дети рассаживаются по росту, завтра мальчик – девочка, послезавтра по интересам в играх.

Развитое чувство ритма обеспечивает лёгкую переключаемость и способствует быстрому вхождению в любой вид деятельности.

Например, прогулку. Здесь мы удивляемся и наблюдаем природные ритмы. На свежем воздухе весело и  ритмично отбиваем мячи, прыгаем на скакалках, играем в классики.

Результативность.

Комплекс ритмических и речевых упражнений творческого характера, основанные на идеях Орф-педагогики, ритмические тренировки и  авторские  игры Татьяны Марчук дают положительные результаты в работе с детьми:

— гиперактивными, которые, «не слышат» взрослых, не реагируют на замечания или, наоборот, чересчур медлительные;

— детям с  резкими перепадами настроения и   неустойчивым вниманием;

— с трудностями в ориентации;

— детям с навязчивыми движениями;

— имеющими проблемы с речью, в освоении грамоты и счёта;

— детям с низкой познавательной активностью, с плохо развитой моторикой.

Ссылки на публикации:

Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/01/12/master-klass-ritmodeklamatsiya-kak-metod-razvitiya-doshkolnikov

Картотека упражнений по ритмодекламации

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/01/12/kartoteka-po-ritmodeklamatsii-podgotovitelnaya-gruppa

Конспект занятия «Развитие чувства ритма на занятиях по изобразительной деятельности»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/01/12/nod-po-izo-razvivaem-ritm

Диссеминация практики:

— 2021, мастер-класс для педагогов ДОО «Развитие чувства ритма у детей через движение, речь и творчество».

— 2022, презентация педагогической находки, мастер-класс и открытый показ педагогического мероприятия в старшей группе на тему: «Почтовое происшествие»  в рамках Муниципального этапа областного конкурса «Учитель года Дона – 2023»  в номинации  «Воспитатель года».

 

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять